В дошкольном образовании с 2014 года вступили в силу новые федеральные образовательные стандарты. Это было сделано впервые, раньше подобных стандартов не существовало, о чем на сегодняшней пресс-конференции в Тюмени рассказала заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь.
«Проекты обсуждались специалистами в течение нескольких лет, в Тюмени разрабатывалась своя региональная образовательная программа, которая была ориентирована на те позиции, которые сегодня закреплены в стандарте, поэтому нашим педагогам не составляет труда осваивать новые подходы. Если для некоторых регионов 2014 год — это только начало, для нас — продолжение той работы, которая велась уже несколько лет», – сообщила Чеботарь.
Тем не менее, и у нас в регионе были созданы пилотные площадки, так как стандарт должен внедряться постепенно. В пилотном проекте участвуют 54 садика на всей территории Тюменской области, из них 15 — в Тюмени. Планируется, что в течение трех лет каждый детский сад «зайдет» в новый стандарт.
Смысл новых стандартов в том, чтобы каждый ребенок мог получить необходимые навыки для успешной социализации и обучения в школе, таким образом, каждому будет предоставлен равный старт. Чеботарь отметила, что введение новых стандартов не подразумевает предъявления жестких требований к детсадовцу — оценки, что он осваивает или не осваивает программу. Детство должно оставаться детством, школьные компетенции ребенок успеет приобрести в школе, уверена Людмила Григорьевна.
По новым стандартам ребенок должен находиться в постоянной деятельности, чтобы развиваться буквально каждую секунду. И это не значит, что его нужно усадить на стульчик и чем-нибудь занять, развитие должно быть прежде всего в игре. Причем подход к каждому обязан быть индивидуальным — кому-то хочется поиграть в магазин, кому-то порисовать, кому-то полистать книжку. Все это воспитатель должен обеспечить, причем не хаотичным образом. Что это значит, объяснила Людмила Григорьевна на таком примере: «Воспитатель утром приходит в группу, своих воспитанников он знает. Так, пятеро детей очень любят рисовать, но они мало общаются, а вот эти дети коммуникативные, однако им не хватает усидчивости, а этим детям, допустим, нужно больше двигаться. Таким образом, поняв, какие дети в его группе, воспитатель выстраивает свою работу с ними, погружая их то в одну деятельность, то в другую».
Чтобы достичь хороших результатов в воспитании ребенка, родители и сад должны двигаться друг другу навстречу. «Есть родители, которые хотят, чтобы их детям уже в детском саду преподавали английский, научили читать и писать, мамы и папы считают эти навыки залогом успешности в школе. Любой учитель вам скажет, что на самом деле это не так, напротив, часто бывает, что, требуя от ребенка слишком многого, родители напрочь отбивают у него интерес к учебе. С детьми в дошкольном возрасте нужно только играть, эту форму работы с детьми должны взять на вооружение и в саду, и дома».
К новым стандартом нужно готовить педагогические кадры, отметила Чеботарь. 2208 воспитателей Тюменской области, а это почти 44% от всей численности педагогов детских садов, пройдут курсы повышения квалификации, тренинги и мастер-классы, а 54 пилотных садика станут стажировочными площадками.
по материалам сайта