Кому нужна сенсорная интеграция и как при задержке речевого развития у ребенка помогает остеопатия, родителям рассказали на форуме "Семья"
Главное в жизни – это семья и, безусловно, здоровье всех ее членов. Если говорить о детях, то физическое здоровье ребенка всегда идет рука об руку с его психоэмоциональным развитием. Здоровый ребенок более успешен в процессе личностного и интеллектуального роста, а значит, и в школе. Как родителям помочь своим детям быть здоровыми и на какие моменты в развитии стоит обращать пристальное внимание, рассказали эксперты областного форума "Семья" – специалисты по вопросам детского здоровья.
В числе приглашенных гостей форума в 2024 году и спикерами образовательной секции "Здоровье детей" стали: врач-остеопат, мануальный терапевт, педиатр Елена Абрамова, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции и пищевой избирательности Наталия Ситова и врач-остеопат, врач-невролог, врач мануальной терапии Андрей Бегали.
- Все дети разные, и каждый наш ребенок уникален. И получается так, что родители ежедневно сталкиваются с абсолютно новыми задачами и вопросами, ответы на которые у них есть далеко не всегда. Когда мы обладаем всей полнотой информации, уровень нашей тревожности снижается, а степень уверенности в завтрашнем дне, наоборот, возрастает. Вот почему в рамках форума "Семья" мы традиционно организуем встречи родителей с экспертами из разных сфер жизни, в том числе со специалистами в области детского здоровья, которое является важным фактором семейного спокойствия и благополучия, – подчеркивает руководитель семейного проекта "Создавая будущее", организатор областного форума "Семья" Елена Кашкарова.
Что такое мануальная медицина и при каких заболеваниях поможет врач-остеопат?
Рассказывает спикер форума "Семья" Елена Абрамова: врач-остеопат, мануальный терапевт, педиатр, доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ГОУ ВПО ТГМА.
Считается, что термин мануальная медицина пришел в русский из немецкого языка и означает лечение руками. Хотя нельзя считать, что остеопат работает исключительно руками, но именно руки – наиболее тонкий инструмент, который есть у врача этого профиля. Это раздел медицины, который может работать как с опорно-двигательным аппаратом, так и с внутренними органами.
В числе показаний к посещению мануального терапевта – заболевания опорно-двигательной системы, боли различного генезиса, синдром хронической усталости. Среди приемов мануальной терапии – релаксирующие техники, напоминающие собой массаж, но обладающие более глубоким воздействием, а также мобилизационные техники, направленные на разработку пораженных суставов и мышц, и манипуляционные – снимающие функциональную боль.
- Те, кто ничего не знает об остеопатии и остеопатах, нередко опасаются болевых ощущений, испытывают неприятные ожидания. Однако остеопатия – это неинвазивная и абсолютно безболезненная методика, поэтому подобные страхи совершенно напрасны, – отмечает эксперт.
Чем мануальный терапевт отличается от остеопата? Каждый остеопат какое-то время работал мануальным терапевтом, объясняет спикер Елена Абрамова. Остеопатия является областью мануальной медицины и занимается устранением функциональных нарушений: соматических дисфункций, основываясь на природной способности человеческого организма к самокоррекции.
Остеопаты работают с нарушениями подвижности, податливости, равновесия тканей, нарушением динамики вен, ритмов организма, сбоями нервной регуляции. Остеопат лечит головные, шейные и суставные боли, последствия травм и падений, болезни лор-органов и органов зрения, ортопедические стоматологические патологии, нарушения репродуктивной функции.
Когда ребенка следует показать остеопату с профилактической целью?
Детей рекомендуют показывать остеопату в один, три, шесть и в двенадцать месяцев, а также сразу после рождения. Это необходимо, чтобы патологии не были упущены, а при выявлении отклонений они были вовремя скорректированы. Дополнительный осмотр не помешает ни одному пациенту, а малышу – тем более. Отдаленными последствиями различных нарушений здоровья на первом году жизни ребенка может стать задержка психомоторного развития, речевые дисфункции, нарушения слуха и зрения, снижение иммунитета. Остеопатия полезна на любом этапе, но особенно эффективна в качестве профилактического метода.
- В настоящее время ограничений по возрасту для обращения к остеопату нет, поэтому доктор, который прошел обучение по остеопатии в педиатрии, может работать с новорожденным даже в первый день после рождения ребенка. Более того, в нескольких роддомах и перинатальных центрах на Дальнем Востоке врачи-остеопаты даже есть в штате, – делится Елена Абрамова.
Видеть, слышать, чувствовать: кому нужна сенсорная интеграция?
Ребенок быстро утомляется, легко возбуждается, чересчур много двигается или, наоборот, очень малоподвижен, остро реагирует на запахи, тревожится по пустякам. Если эти признаки наблюдаются у ваших детей, не стоит переживать: все сложности решаемы, подчеркивает Наталия Ситова, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции и пищевой избирательности.
У новорожденных детей есть рефлекс Моро, который запускает все основные сенсорные системы. И ребенок с двух до четырех месяцев очень чувствителен ко всему: свету, запаху, звуку, тактильным прикосновениям. Обычно этот рефлекс постепенно угасает, но иногда по ряду причин этого не происходит, и тогда ребенок остается либо гипер-, либо гипочувствительным в какой-то из сенсорных систем. Существует ряд тестов для определения неугасшего рефлекса Моро, который можно сенсорно интегрировать при помощи специальных упражнений.
Младенческие рефлексы должны угаснуть вовремя, поскольку их задача – обучить человека самым простым движениям: ползать, сидеть и т.д. Если по каким-то причинам этого не случается, то это имеет свои последствия. Так, малыши с нарушением сенсорной интеграции могут начать позже садиться и ползать, иметь задержку речевого развития, быть неуклюжими и неловкими, гиперактивными, плохо ориентироваться в пространстве и не ощущать свое тело, иметь слабо развитые игровые навыки, испытывать сложности с подвижными играми, а позднее и с учебой.
Рефлексы отвечают и за безопасность как в раннем, так и во взрослом возрасте, а некоторые из них остаются с нами на всю жизнь. Взять хотя бы избирательность в еде, которую мы оцениваем по запаху и виду, а в этом процессе задействованы обоняние, слуховая и зрительная системы.
- Есть упражнение "Лаборатория еды" для детей, которые избирательны в еде. Мы берем разную еду и проговариваем ребенку: "Это картошка, она мягкая. Чем пахнет? Какая она на вкус?", "Печенюшка: твердая, сухая, она хрустит" и так далее. И так осознанно изучаем с детьми каждый продукт, и дети едят, понимая, что именно они пробуют, и концентрируясь на процессе, – делится специалист по сенсорной интеграции и пищевой избирательности Наталия Ситова.
Сенсорная интеграция сопровождает человека повсюду, и если все чувства в норме, то мы можем адекватно реагировать на все происходящие изменения и ощущения, которые они вызывают.
- Например, ярко светит солнце или сильно дует из кондиционера, жмет одежда, но человек, ощущая дискомфорт, воспринимает это спокойно. Если есть какие-то особенности в работе сенсорных систем, то реакция будет другой. Например, ребенок с гиперчувствительной сенсорной системой будет избирателен в одежде, которая, по его мнению, колет, царапает, давит и т.д. Если же тактильная система у ребенка гипочувствительна, он, наоборот, будет трогать всё подряд и тем самым активно стимулировать свою систему. Дети с гиперчувствительностью зрительной системы не могут смотреть на солнце, а с гипочувствительностью – специально смотрят на яркие лампочки. Все это говорит о том, что в какой-то момент произошел сбой на уровне рефлексов, который можно откорректировать при помощи специалиста, – подчеркивает эксперт Наталия Ситова.
Остеопатическая помощь при нарушениях психоречевого развития у детей
О причинах возникновения и способах коррекции психоречевых нарушений при помощи врача-остеопата рассказал Андрей Бегали, врач-остеопат, врач-невролог, врач мануальной терапии.
С каждым годом детей с нарушениями психоречевого развития становится всё больше. Речь – это очень важная и показательная функция человеческого организма, подчеркивает спикер.
- Речь – это не просто работа артикуляционного аппарата. Образование звука происходит сначала в мозге, затем этот импульс идет по проводящим путям в исполнительные органы и мышцы, управляющие и дыханием, и диафрагмой, и голосовыми связками, и только потом образуется речь. Для этого происходит интеграция разных процессов, поясняет врач-остеопат Андрей Бегали:
- Если мы говорим про управление языком, то за это отвечает языкоглоточный нерв, который выходит из основания черепа. Если мы говорим о дыхании, то это диафрагмальный нерв, который проходит по шее, спускается через грудную клетку вниз и управляет диафрагмой. Таких этапов очень много, и нарушения, с точки зрения остеопатии, могут произойти на любом из них.
Важны не только центры речи, но и функциональность и слаженность работы всей системы.
- Это настоящая нейросеть, элементы которой на многих участках пересекаются. Более того, правильная речь – это и правильное письмо, чтение, пение. За каждую из этих функций отвечает свой участок мозга. И если на каком-то уровне происходит сдвиг, то и все остальные участки начинают потихоньку проседать, – рассказывает врач-остеопат, врач-невролог Андрей Бегали.
Редко, когда проблема запуска речи решается в результате разовой консультации у специалиста или после единичного терапевтического сеанса, подчеркивает спикер. Чаще всего это рутинная последовательная работа, в процессе которой оценивается изначальное состояние ребенка, динамика улучшений и определяется индивидуальный подход к решению проблемы.
Важно знать, что психоречевые дисфункции у детей можно заподозрить заранее, например, если роды для ребенка оказались тяжелее, чем могли бы, и провоцируют патологи, поясняет эксперт:
- Самый простой пример – это нарушения в области шейно-головного перехода, в области основания черепа, вызывающие напряжение. Эта зона важна для речевого процесса, потому что в ней располагаются нервные импульсы. Если такие нарушения у ребенка есть, то вероятность речевых расстройств в будущем очень высока. Остеопат помогает выявить нарушения на раннем этапе. В этом и профилактическая, и коррекционная роль остеопатии: мы устраняем дисфункцию и объясняем родителям, что делать, чтобы негативные последствия нарушений минимизировать. Если же с ними не поработать вовремя, они прогрессируют дальше.
Многие центры речи находятся непосредственно в головном мозге. Снимая напряжение с области головы, швов черепа и тканей, остеопат при помощи внешней работы улучшает питание тканей в этой зоне, в результате чего их развитие и функциональность повышаются и впоследствии ребенок может эффективнее закреплять речевые навыки, которые до этого не усваивались.
Напоминаем, что фотографии с областного форума "Семья" выложены в группе семейного проекта
фотографии Евгения Шарова