Тема буллинга сейчас активно обсуждается в разрезе различных ситуаций. Буллинг или травля, говоря более простым языком, всегда наносит огромный эмоциональный и физический ущерб. Особенно остро стоит тема подросткового буллинга в школе. Ведь для неокрепшей психики издевательства могут оказаться наиболее травматичными.
Вместе с практикующим психологом из Тюмени Натальей Ивановой мы обсудили, как правильно действовать родителям, чей ребенок столкнулся с буллингом, и как вообще распознать, что у чада есть подобные проблемы в школе.
Для наглядности представления мы сначала расскажем реальную историю, которая случилась с тюменским школьником в прошлом учебном году. Некоторые факты в повествовании мы опустим по просьбе мамы Светланы. Ее сын был всегда тихим мальчиком, любил проводить свободное время за чтением книг. Но и проблем с одноклассниками мама никогда ранее не замечала. По словам Светланы, сын хоть и не был лидером в классе, но и изгоем назвать его было нельзя. В пятом классе после прихода новенького мальчика в класс, где учился сын Светланы, начала формироваться некая коалиция.
Мальчишки уже тогда были очень шумные. Я помню эпизоды, когда на них жаловались учителя. Но разве я тогда придала этому какое-то значение? Я не видела в них никакую угрозу, тем более для моего сына, – рассказывает Светлана.
Серьезные изменения с сыном Светланы начались в седьмом классе, когда он стал хуже учиться. Поначалу родители списывали это на взросление и переходный возраст.
Сын стал чаще прогуливать школу, домашние задания выполнял через раз и без особого интереса. Мог грубо ответить на мои замечания. Мы с мужем считали, что сын просто взрослеет и бунтует. Сейчас я очень жалею, что мы не попытались поговорить с ним в тот период по душам.
Тем временем мальчик становился все более агрессивным. Успеваемость в школе падала на глазах, причем даже по тем предметам, которые раньше давались сыну Светланы легко. Мама забила тревогу только после нескольких эпизодов.
Когда я обнаружила на спине своего сына следы от острого предмета, а следом в школьном рюкзаке увидела остатки обеда, то поняла, что-то не так.
В этот же период неладное заподозрила классный руководитель, что позволило подойти к решению проблемы комплексно. Светлана вспоминает, что после разговора с учителем сына, она окончательно осознала проблему.
Медлить я не стала. Нашла по отзывам психолога, и сходила на первую сессию сама. Она мне объяснила, как действовать в таких ситуациях и как поддержать сына. Позднее удалось и сына отправить на сессии.
История закончилась в целом благополучно. Хотя по окончании учебного года мальчик все же сменил школу. Но мама уверяет, что в большей мере это было связано с давно запланированным переездом семье в другой район нашего города. А еще у сына Светланы появилось новое хобби в виде занятий волейболом. Он даже достиг некоторых успехов на местных соревнованиях в командном составе.
Как поясняет психолог Наталья Иванова, жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок. Необязательно это будет изгой или тихоня. Конечно, чаще всего именно скромные и малообщительные дети больше подвержены негативному влиянию извне.
Самое сложное в подобной ситуации – это распознать буллинг. Не спутать его с подростковыми проблемами, и желанием ребенка быть популярным в классе.
Если травля имеет какие-то физические проявления, то родителям проще заподозрить неладное. Дело обстоит сложнее, если на ребенка в классе давят только эмоционально без физического воздействия. Наталья подчеркивает, что очень важно родителям отслеживать любые изменения в поведении ребенка. Но при этом надо помнить, что чаще всего дети не хотят рассказывать о
травле.
Сценариев может быть много. Но в большинстве случаев дети не идут на откровенный разговор с родителями. И причин может быть несколько. Во-первых, они зачастую думают, что родители не смогут помочь в сложившейся ситуации. Или же, наоборот, считают, что они сами виноваты в травле.
Родителям следует создать доверительную среду дома. Это поможет вывести ребёнка на откровенный разговор. Наталья уточняет, что ни в коем случае нельзя обвинять своего ребенка в случившемся. А также не следует думать, что ситуация разрешится самостоятельно.
Я тебе верю. Ты не виноват(виновата) в случившемся. Мне очень жаль, что такое случилось с тобой. Это те фразы, которые должны обязательно присутствовать в диалоге с вашим ребенком.
Безусловно, решение подобной проблемы должно быть комплексным. Помимо семьи в процесс улаживания конфликта должна включаться школа с привлечением классного руководителя и руководства школы, школьного психолога. Наталья говорит о том, что нельзя забывать и о других участниках буллинга.
Помимо жертвы в конфликте еще есть буллеры (зачинщики), то есть те, кто непосредственно совершают агрессивные действия в сторону жертвы. Вообще участников конфликта может быть много. Это и наблюдатели, и те дети, которые выступают в роли защитников жертвы травли. Зачастую всем им нужна психологическая помощь. Ведь, скажем, и агрессоры, как правило, – это
детки из семей, в которых происходят не совсем благополучные вещи.
Ни в коем случае нельзя думать, что подростки решат проблему в классе самостоятельно. Детскому коллективу, в котором возникла подобная проблема, обязательно нужен взрослый, который поможет создать здоровую атмосферу в классе.
Буллинг, особенно затяжной, приводит к значимым негативным последствиям для жертвы: падение успеваемости, развитие социофобии, появление психосоматических проблем со здоровьем и даже возникновение суицидальных мыслей. Психолог рекомендуют каждому родителю заниматься профилактикой дома.
Буллинг можно и нужно профилактировать в семье. Создавайте дома доверительную и уважительную атмосферу. Наладьте контакт со своим ребенком. Смотрите вместе тематические фильмы с последующим обсуждением. Если вы как родитель чувствуете неладное, то обязательно подключайте семейного психолога.