Выход из декретного отпуска сопровождается многими трудностями. Как не потерять профессиональные компетенции и заново влиться в коллектив после рождения ребенка? Актуальный «Декретный вопрос» стал темой круглого стола, организованного Тюменским Бизнес-журналом.
Российское законодательство защищает права беременных женщин жестко и беспристрастно. Работодатель на радостную новость о прибавлении в семействе его сотрудника реагирует по-разному: для него это далеко не детский вопрос. Приходится платить законное пособие и закрывать возникшую штатную брешь. Хорошо, если с будущей мамочкой удалось договориться «на берегу» и обозначить время ее выхода на работу. Тогда можно подождать и распределить функции ушедшего в декрет сотрудника между другими членами команды. А если перспектива выхода на работу размыта? Кто согласится на вакансию с неопределенным сроком действия и сомнительной возможностью карьерного роста? Бизнесмены вынуждены решать эти проблемы.
Декрет – катастрофа для бизнеса?
Как правило, женщины решаются на беременность тогда, когда уверенно смотрят в будущее. А более всего придает им уверенности «белая» заработная плата. «На временную вакансию очень трудно подобрать специалиста, – рассказала заместитель генерального директора мебельной фабрики «Фронталь» Алена Пономарева. – У нас трудятся 40 женщин и семь из них в прошлом году ушли в декрет. Главного бухгалтера и руководителя отдела продаж отпускала скрепя сердце».
Руководитель детского развивающего центра «Ступеньки» Марина Бакулина – мама пятимесячного ребенка «по совместительству». Призналась, что ей есть на кого оставить малыша: в структуре ее бизнеса – надежные кадры по воспитанию детей.
Но в истории жизни кормящих деловых мам бывает и так, что прямо в кабинете приходится ставить детскую кроватку, иначе без этой перестройки их бизнес загремит почище погремушек.
«Кроме меня в прошлом году ушли в декрет две мои сотрудницы, и было сложно, – поделилась Марина Бакулина. – Коллектив у нас небольшой, так что сейчас пытаемся договориться, чтобы планировали рождение детей по очереди».
Прозвучало как шутка, но предпринимателям совсем не до юмора. Многие говорят, что декрет – это катастрофа для бизнеса и сплошные риски.
Риски временные и постоянные
Риски для страховщиков – не повод для паники. Именно страховые компании научились умело лавировать на рынке труда и избегать очевидных неприятных последствий. В их боевом арсенале есть агентский договор – своеобразный бумеранг на случай внезапных перемен. Он позволяет декретнице работать на дому и сохранять клиентский портфель, в то же время не давая слишком расслабляться сотруднику, меняющему памперсы.
«Мы своих декретниц холим и лелеем, – призналась заместитель директора по агентским продажам СК «РОСНО» Юлия Толчаева, - ведь наш бизнес завязан именно на человеческих контактах».
Кадровые агентства готовы помочь работодателям в любой ситуации и обеспечить их сотрудниками в зависимости от потребности.
«Найти сотрудника на временную работу можно, если показать ему возможности карьерного роста в рамках компании, ведь женщина имеет право выйти на работу из декрета в любое удобное для нее время», – говорит руководитель кадрового агентства ГК «Маркетинг-консультант» Светлана Горячева-Фадеева.
По ее мнению, работодатели по-прежнему предпочитают закрывать вакансии мужчинами или женщинами с детьми, без перспективы расширения семьи. И среди участников круглого стола нашлись такие. Например, в новой клинике «Медицина АльфаСтрахование» около 60 процентов персонала – мужчины. А практически все работники женщины взаимозаменяемые. По словам специалиста коммерческого отдела обособленного подразделения компании Татьяны Васьковой, такой способ страхования выбран не только для устойчивой деятельности клиники, но и для пользы самих сотрудниц: их место, пока они будут находиться в декрете, никто не займет.
Работник в лизинг?
Однако кадровые агентства заверяют, что все страхи бизнеса – несколько преувеличены, а рисков можно легко избежать. Для этого и существует аутстаффинг и лизинг персонала.
Менеджер отделения по набору персонала компании «Kelly services» Мария Евсеева решает проблемы работодателей по зарубежной методике. Услуги пользуются спросом: аутстаффинг удобен при необходимости сэкономить на своей кадровой службе или «разгрузить» ее при больших объемах работ, а воспользоваться лизингом имеет смысл при необходимости временной замены штатного специалиста.
Как выяснилось, данная система может выступать, в том числе, альтернативой Фонду социального страхования, с представителями которого предприниматели так и не смогли найти консенсус.
Дорога ложка к обеду
Выплаты в государственные фонды выросли до 34 процентов, в том числе 2,9 процента – в Фонд социального страхования – и стали бизнесу не по карману. Как утверждает специалист пресс-службы Тюменского регионального отделения Фонда Александра Рудольф, около одной тысячи предприятий имеют задолженность порядка 30 миллионов рублей. В свою очередь, она отметила, что Фонд не имеет задолженности перед работодателями. Однако это заявление тут же опровергли присутствующие.
Директор мебельной фабрики «Фронталь» Алена Пономарева рассказала о задержке выплат, а генеральный директор консалтинговой компании «Прэфиш» Сергей Шатохин вообще раскритиковал механизм компенсации декретных. По новой схеме, работодатель получает возврат не условленной суммой, а в виде зачета выплаты в ФСС. Сложности возникают у сторон и в случае, если у работодателя нет на счету денег или они находятся в обороте.
Предприниматели опасаются, что таким образом государство перекладывает свои социальные обязательства на бизнес. Возмущаются, что за задержку им могут начислить пени, а работодатель никаких санкций государственным структурам за задержку возмещения предъявить не может. Получается несправедливо. Хотя на защите декретниц государство и бизнес стоят вместе. Взять хотя бы Центр занятости, в арсенале которого масса разнообразных государственных программ по обучению и переобучению молодых мамочек, готовых реализовать свои профессиональные амбиции.
Эти краткосрочные курсы пользуются спросом и могут предложить те специальности, которые нужны на рынке труда. Эти программы интересны и предпринимателям, испытывающим кадровый голод. Но не у всех желающих работодателей получается сотрудничать с госструктурой. Необходимые документы способен подготовить не каждый: слишком забюрократизирован процесс. Заместитель директора департамента труда и занятости населения Вадим Самсонов отметил, что 17 учебных заведений Тюменской области уже работают в совместном проекте по переобучению специалистов, но движущей силой этого процесса государство выступать не может: «Квалифицированным заказчиком специальностей должен стать работодатель, что позволит расширить спектр обучающих программ», – уверен Самсонов.
Курс – на курсы
Наши женщины научились совмещать воспитание детей, заботу о муже и карьеру. Для многих выход из отпуска по уходу за ребенком кажется испытанием на профессиональную прочность.
Иной работодатель не сильно-то и ждет ту, без которой совсем недавно и не мыслил рабочий день. «Некоторые женщины выходят из декрета растерянные и неуверенные в своих силах и, действительно, жизнь стремительно движется вперед, ведь конкуренция растет», – говорит Алена Пономарева.
Она считает, что обучение для таких сотрудников просто необходимо. Хорошо, если в компании создана система повышения квалификации. Например, на такой вариант профессиональной реабилитации пошли в Сбербанке. Директор управления по работе с персоналом Западно-Сибирского банка Сбербанка России Юлия Семенова подтверждает, что за долгое время, которое женщина посвящает маленькому ребенку, теряется гибкость бизнес-мышления. Но немного занятий, и человек снова в строю.
Наиболее предприимчивые мамочки решаются совмещать декрет и получение высшего образования. Почему нет, если университеты давно вышли на дистанционный принцип обучения?
У Тюменского госуниверситета есть предложения для абитуриенток в декрете. «У нас широкий спектр программ для магистратуры, сроком обучения два года, как раз совпадающих с декретным отпуском», – отметила доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТюГУ Таисья Погодаева.
Желающие есть: почти 20 процентов студенток, обучающихся по этим программам, находятся в декретном отпуске. Самой большой популярностью у них пользуются курсы иностранного языка.
«На селе дистанционная форма обучения также приживется», – уверена и.о. директора центра дистанционного образования ТюмГНГУ Ольга Игнатьева. Ее оптимизм подогревает государственная программа «Расширяя горизонты», направленная на компьютеризацию села, которую активную поддерживает правительство Тюменской области.
Руководитель филиала «Русская школа управления» Ирина Володина считает, что обучение в декрете дается не просто, но оно стоит того. «Мы предлагаем обучение в течение полугода с удобным графиком посещения занятий по три дня в месяц, – рассказала она. – Причем, женщины получают не только знания, но и полезные контакты».
…Закончилось интересное обсуждение декретного вопроса неожиданно. Многие бизнесмены-мужчины недоумевают - раньше женщины думали, как отодвинуть время выхода из декрета на работу, а теперь прилагают все усилия, чтобы улучшить свои позиции и получить высокооплачиваемое рабочее место. Директор же юридической компании «Аспект» Степан Матаев посоветовал вполне законный способ «убить двух зайцев»: женщины, находящиеся в декрете, могут работать неполный рабочий день или на дому с сохранением всех выплат, гарантированных им государством и получая при этом часть оклада от работодателя. Вполне возможно, такой совет многим придется по душе.
Автор: Ольга Попова
1. Зарегистрируйтесь в системе YANDEX MONEY.
Вам присвоится 15-тизначный персональный номер Вашего кошелька.
2. Внесите на Ваш YANDEX кошелек 80 рублей (Почему 80 рублей? Потому что при переводах взымается процент). Внести деньги можно через терминалы, в магазинах Евросеть, также продаются специальные карты оплаты YANDEX MONEY.
3. Далее дается семь номеров на которые нужно отправить по 10 рублей:
1) 41001323045782 2) 41001324463747 3) 41001354193474 4) 41001354710856
5) 41001707197207 6) 41001686160869 7) 410011526343106
Теперь внимание!!! После того, как Вы пополнили счета, скопируйте к себе этот текст на компьютер от начала до конца. В скопированном тексте удалите из списка счетов 1 - ый кошелек, тем самым переместите список на одну строку выше( т.е. теперь 1-ый становится 2-ой, 2-ым становится 3-ий, 3- им становится 4-ий, 4 – ым становится 5-ый, 5-ым становится 6-ой, 6-ым становится 7-ой), а вот в седьмую строку вписываете Ваш кошелек.
Теперь уже свою отредактированную статью разместите не менее, чем на 200-300 форумах- новостных лентах, специализированных сайтах о поиске работы, также можно рассылать на почтовые адреса. Запомните - чем больше Вы разместите – тем выше будет Ваш доход- и этот доход будет напрямую зависеть от Вас. Первые полнедели – неделю у Вас не будет никакого дохода, потому что Ваши клиенты будут создавать Интернет-кошелек и класть туда деньги. На все это им нужно немного времени. Многие пишут что это обман и «лохотрон», но это не так, проверено на себе. Вот если бы люди, которые не верят в это, были бы чуточку смелее, то давно бы стали зарабатывать приличные деньги. Скажу так, попробуйте, решитесь и будете зарабатывать деньги не занимая на это много времени, а больше времени проводить со своим ребенком! Удачи!