
Кризис трехлетнего возраста: что нужно знать родителям
Кризисы развития у детей напрямую связаны со скачками роста. Но наиболее ярко проявляет себя именно кризис трехлетнего возраста. Пожалуй, о нем слышали многие. Как правило, родители описывают этот период в воспитании детей как наиболее эмоциональный, сопровождающийся частыми криками, истериками и непослушанием. Но что же лежит в основе этого кризиса? Какой тактики поведения следует придерживаться родителям в этот период? Эти и другие интересующие вопросы по данной теме мы задали детскому психологу/консультанту по детскому сну и грудному вскармливанию из Тюмени – Анне Михешкиной.
Как поясняет Анна, это действительно непростой, но крайне важный этап в развитии малыша. При этом родителям не стоит винить себя. Это никак не связано с упущением в воспитании. Когда еще совсем недавно послушный малыш становится капризным и неуправляемым, мы должны понимать, что так проявляет себя кризис трехлетнего возраста. Важно стать тем взрослым, который поддержит ребенка в этот непростой период становления его личности.
У любого скачка развития размытые границы. Так и кризис трёхлетнего возраста может начинаться в 2 года и заканчиваться в 4 года. У кого-то кризис проходит довольно быстро, за пару месяцев, у кого-то затягивается на года.
«Когда же начинается кризис? Когда у ребенка просыпается свое «я», развивается самосознание. Задача родителей в этот период перейти с малышом на новый уровень развития и взаимодействия. Принять тот факт, что малыш становится ребенком. Он обретает самостоятельность, учится базовым потребностям и выживанию: есть, сходить в туалет, понять, когда ему мокро, грязно или нужно переодеться. Приходит время обучаться новому и принимать самостоятельные решения». - поясняет нашим читателям Анна Михешкина.
По итогу кризиса родитель должен научить малыша экологично заявлять о своих желаниях, отстаивать свои интересы, защищать свои личные границы.
При этом эксперт подчеркивает большую важность научить малыша защищать свои границы и не давать другим их нарушать. Но так как первое знакомство с миром у ребенка происходит через маму, то и познание границ он копирует у родителя. Поэтому, если мама позволяет нарушать свои границы, малыш будет считать это нормой в будущем.
Анна Михешкина рассказывает нашим читателям, что в основе кризиса трехлетнего возраста лежит появление воли у ребенка. Не секрет, что любой новый навык приводит к перегрузке нервной системы. Поэтому так часто новая умелка влечет за собой истерики, капризы, беспокойный сон и даже ночные крики у малыша.
Родители, конечно, зачастую не готовы к этому периоду. И как мы уже обозначали выше, не стоит винить себя, считая, что такое поведение ребенка может быть результатом неверной тактики воспитания.
«В этот период очень важно родителям быть одновременно чуткими, дать малышу возможность отстоять свою волю, но при этом не допускать вседозволенность. Важно отметить, что родителям стоит сохранять и свои границы, не давать их нарушать. Мама в этот период как раз должна быть опорой, чтобы показать, как можно делать, а как нельзя». – подчеркивает эксперт.
Анна Михешкина описала основные симптомы, которые могут сопровождать кризис трехлетнего возраста. В первую очередь, следует сказать про кризис негативизма. Малыш начинает говорить «нет» всему, даже самым любимым вещам. Условно даже если ребенок хочет есть, он будет отказываться от еды. Также в этот период ярко проявляется упрямство. В данном случае малыш следует своему первому решению. К примеру, ребенок решил, что хочет гулять и даже мама с новой игрушкой не смогут его переубедить. Хотя на деле, конечно, малыш бы с удовольствием поиграл с мамой в новую игру. Малыши в этот период будут упрямиться и капризничать, стараясь не поменять своего решения. Не обходится и кризис трехлетнего возраста без проявления строптивости. Ребенок начинает противиться всему. На привычный образ жизни малыш активно протестует. Мы говорим о том, что ребенок начинает проявлять волю. Наиболее ярко заметно, как малыш требует все делать сам, у него появляется сильное желание помогать маме.
Это далеко не все симптомы, которые сопровождают кризис раннего развития ребенка. Как уточняет эксперт, имеют место быть и более сильные проявления. Однако они наблюдаются не у всех детей.
Речь идет в частности про деспотизм. Малыш хочет, чтобы делали все, как он сказал. Это наиболее яркий протест. Ребенок в данном случае уподобляется младенцу, когда все его потребности выполнялись. Слезами он требует исполнения всех его желаний. Наряду с деспотизмом, нередко можно заметить проявление такого симптома, как обесценивание. Проявляется он чаще всего обзыванием близких, порчей игрушек. Малыш может вести себя агрессивно, начать крушить все в доме. Следует отметить, что на такое бурное течение кризиса зачастую влияет какое-то яркое событие, которое катализирует и без того непростой этап развития малыша.
«Первое, что следует запомнить родителям. Ребенку сейчас тяжелее, чем вам. У него начался период внутренних и внешних конфликтов. А на фоне этого нервная система изрядно перегружена. К тому же система контроля у детей развита плохо, поэтому им очень сложно остановиться в проявлении своих эмоций. У малышей в таком возрасте еще не развито критическое мышление. Нет гибкости мышления. Поэтому он видит ситуацию с одной стороны. Как раз тут задача взрослого, у которого все это уже развито, увидеть ситуацию объемно. Понять, что маленькому человеку нужна родительская помощь». – делится с нашими читателями Анна.
В заключении Анна Михешкина дала ценные советы родителям, которые помогут пережить кризис трехлетнего возраста легче. Во-первых, необходимо выставить четкие границы. К примеру, если малыш требует отправиться на прогулку, мы ему объясняем, что сейчас идем в поликлинику, но даем малышу выбрать игрушку с собой или дорогу, по которой пойдем. Таким образом мы устанавливаем четкие границы, но внутри у ребенка остается право выбора. Когда ребенок делает достаточно много выбора, ему кажется, что во всех вопросах решает он. Поэтому важно уточнить, что давать право выбора стоит в тех вопросах, в которых вы действительно готовы оставить выбор за малышом. Через выбор у ребенка происходит удовлетворение и снижается протест.
Во-вторых, крайне важна поддержка малыша в его начинаниях. Будь то желание одеться самому или помыть посуду. Родителям в этом момент необходимо находиться рядом в позиции взрослого. Пусть даже у малыша не все будет получаться хорошо и с первого раза. В-третьих, можно попробовать использовать общие фразы. Приведем пример. Можно сказать «я накрыла обед» вместо «иди есть». Или же использовать конструкцию «я приготовила одежду» вместо «иди одевайся». Более мягкое обозначение в таком случае вызовет у ребенка меньше раздражения. В-четвертых, не стоит использовать в речи агрессивные приказы. Нужно стараться опуститься на уровень ребенка. Например, если малыш увлечен игрой, стоит дождаться, когда у него будет пауза, установить с ним контакт и уже потом сказать то, что мы хотим. В-пятых, при общении с малышом, переживающим кризис, можно использовать игротерапию и сказкотерапию. Придумываем сказку с любыми понятными ребенку героями и через нее доносим до него основную мысль. Также и с играми. Можно использовать шутки в общении с ребенком. Это тоже значительно помогает снизить протесты.
Но при этом немаловажно дать малышу получить опыт. Если вы что-то говорите ребенку, а он не слушает, но при этом ситуация не угрожает его жизни и здоровью, то можно дать малышу прожить этот опыт, пусть даже негативный. К примеру, вы говорите ребенку, что не следует кидать игрушку, так как она сломается. Но малыш продолжает это делать. В конечном счете игрушка от очередного падения действительно ломается. Ребенок плачет. Однако он понимает, что о таких последствиях вы его предупреждали.
Эксперт акцентирует внимание читателей на важности прохождения кризиса трехлетнего возраста как определяющего этапа в формировании личности ребенка. Кризис трехлетнего возраста выступает еще и значимым этапом сепарации малыша от родителей. Даже есть педиатрические рекомендации начинать поход в детский сад уже после прохождения кризиса трехлетнего возраста, примерно в 3,5 года.
«На этапе кризиса очень важно родителям выступить тем социумом, в котором сформируется личность маленького человека. Выбирать разные стратегии в воспитании, помогать ребенку принимать и отстаивать решения, быть принимающим родителем, т.е. помогать малышу проговаривать чувства. Разговаривать об эмоциях, давать ребенку проживать эти эмоции и обязательно выстраивать иерархию в семье. Да. Будет право выбора, новые правила, будет возможность побеждать в некоторых ситуациях, но в рамках фундаментально четких границ, которые нарушаться не должны». – завершает беседу с нашими читателями таким важным напутствием детский психолог Анна Михешкина.