Безусловно, английский язык прочно укрепился в нашей жизни. Хорошее знание английского языка открывает много возможностей, связанных с путешествием, карьерой и просто успешным прохождением обучения в школе и университете.
Поэтому каждый родитель, наверное, задумывался о том, в каком возрасте лучше начать изучение иностранного языка и как эффективно вовлечь ребенка в учебный процесс.
Волнующие вопросы по данной теме мы задали практикующему педагогу из Тюмени Екатерине Репиной.
Екатерина, будучи специалистом по билингвальному развитию детей, раскрыла нашим читателям некоторые особенности, связанные с обучением английскому языку малышей.
«Отвечу сразу на самый главный вопрос. С какого же возраста лучше начинать изучение английского языка? На мой взгляд, чем раньше, тем лучше». – делится с нашими читателями Екатерина Репина.
Конечно, важно определить цель, которую преследует родитель. Как поясняет Екатерина, если родители хотят, чтобы ребенок в процессе обучения смог свободно общаться на английском языке и понимать иностранную речь на уровне носителя, то в таких случаях, безусловно, важно раннее начало. Речь идет про возраст детей 1-3 года.
Если родители рассматривают изучение английского языка как инструмент тренировки памяти и развития коммуникативных навыков ребенка, то в таких случаях оптимальным началом занятий будет возраст 5 лет. «У детей в таком возрасте уже имеется понимание процесса, а также сформирована так называемая родная языковая карта». – уточняет эксперт.
Екатерина Репина также акцентирует внимание на том, что для таких юных учеников большое значение играет среда.
«Детки, которые, к примеру, растут в семье, где один из родителей говорит на английском языке, конечно, имеют некоторые преимущества перед теми, кто воспитывается в классических семьях, где ближайшее окружение ребенка говорит на родном русском языке».
Сразу стоит сделать акцент на важности погружения самих родителей в учебный процесс. Маме и папе потребуется овладеть базовыми знаниями для более эффективного обучения малыша.
Педагог Екатерина Репина рассказывает, что первое обучение малыша должно быть мягким, поэтому будут оптимальны домашние занятия с близкими родственниками.
Помимо этого, обязательно должна применяться игровая методика. Как известно, игра – это ведущая деятельность детей и способ восприятия информации. Поэтому бессмысленно обучать малышей с помощью книг и таблиц.
«Например, можно после завтрака с малышом уделить 10-15 минут изучению окружающих предметов на английском языке или проговорить названия животных на примере игрушек, части тела на примере куклы или любимого пупса малыша. Вариантов мини-игр может быть много. Таким образом, мы закладываем мягкий фундамент». – делится с нашими читателями педагог Екатерина Репина.
При таком подходе ребенок уже к трем годам может говорить отдельные слова и даже соединять их в словосочетания и простые предложения.
Эксперт уточняет, что на этапе 3-5 лет важно показать ребенку, что на английском языке можно общаться и с другими детьми.
Это могут быть занятия в детском саду или же в специализированных развивающих центрах, языковых школах.
Екатерина также уточняет, что важно продолжать в этот период домашние занятия в игровой форме, можно подключать просмотр коротких мультфильмов или роликов по возрасту на английском языке. Также последние годы становится популярным выполнение обучающих заданий посредством гаджетов, например, на планшете.
Важно сказать, что и в этом возрасте не стоит обучать детей грамматическим правилам и временам. Грамматика приходит к малышу из ежедневного общения на английском языке.
Таким образом, к пяти годам ребёнок уже начинает говорить предложениями на английском языке.
Педагог Екатерина Репина рассказывает, что на практике довольно часто встречает родителей, которые опасаются начинать ранние занятия английским языком с ребенком по причине того, что родной язык еще недостаточно хорошо освоен.
«Родители боятся, что у детей в голове будет «каша». Однако до 6-7 лет «каша» в голове ребенка из двух языков – это вполне нормально. Смешивание – это первый этап становления языка. Английский язык в данном случае еще входит в речь ребенка». - поясняет Екатерина Репина.
При этом эксперт отмечает, что дети могут начать вставлять английские слова в русскую речь. В таком случае именно родитель должен выстроить границы и разделять языковые ситуации, т.е. определять, когда диалог с малышом ведется на английском языке, а когда – на родном русском.
Екатерина также рассказывает нашим читателям о том, что не нужно бояться повторять с ребенком уже пройденный материал. «Даже если вам кажется, что ребенок забыл выученные ранее слова, не стоит переживать. Рекомендую возвращать к повторению материала. Тем более в изучении языка в таком возрасте спешить точно не стоит. Важно помнить, что наша задача – заложить мягкий фундамент на будущее».
В заключении эксперт акцентирует внимание родителей на важности подготовительных занятий к школе. Это могут быть также групповые или индивидуальные занятия по английскому языку. Все зависит от уровня конкретного ребенка. «Рекомендую родителям все же запланировать дошкольные занятия с ребенком, так как программа школьного обучения английскому языку довольно интенсивная. Со второго класса дети уже пишут небольшие диктанты. Такая нагрузка без дошкольного знакомства с иностранным языком может вызвать у ребенка дополнительный стресс».