Главная /  Новости / Наши новости / На Rocket Forum подростки узнали, что делать, если ничего не хочется делать
19 октября 2022

На Rocket Forum подростки узнали, что делать, если ничего не хочется делать

На Rocket Forum подростки узнали, что делать, если ничего не хочется делать

 

На Rocket Forum подростки узнали, что делать, если делать ничего не хочется

Тема отношений отцов и детей актуальна всегда и особенно, когда речь идет о подростковом возрасте. Взглянуть на конфликт поколений с точки зрения друг друга взрослеющим детям и родителям помог мотивационный Rocket Forum. Благодаря интерактивному формату мероприятия подростки не только получили полезную информацию от экспертов из разных сфер деятельности, но и исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы. 

Открывая форум и приветствуя его участников и спикеров, организатор форума, руководитель семейного проекта "Создавая будущее" Елена Кашкарова рассказала, что впервые Rocket Forum состоялся в 2019 году. Тогда на нем было представлено несколько площадок: мотивационные лекции для подростков, семинары и тренинги с психологами для родителей, профориентационные мастер-классы и индивидуальные консультации специалистов. Однако пандемия внесла свои коррективы, и уже второй раз Rocket Forum проходит в онлайн-формате. 

- Неизменной остается главная задача форума – рассказать об историях обычных людей, которые благодаря своим мечтам, амбициями и усилиям достигли успехов и счастливы! В любом деле самое сложное – начать. Преодолеть приступы прокрастинации, свои страхи и переживания о возможных неудачах. Именно поэтому на наш Rocket Forum мы всегда приглашаем только практиков: тех, кто уже прошел этот путь от "ничего не получится, даже начинать не стоит" до высококлассных профессионалов своего дела. Это помогает подросткам убедиться в том, что они не одиноки в своих проблемах и имеют такие же шансы на успех, – отметила Елена Кашкарова.

В роли спикеров Rocket Forum-2022 выступили известные личности и успешные специалисты, которые нашли свое призвание и работу мечты. Одним из экспертов стал столичный гость Никита Карпов: детский и подростковый психолог из Санкт-Петербурга. В своем выступлении "Как делать дела, если ничего не хочется делать?" спикер поднял важную для детей и родителей тему: почему подростку все становится лень. Как работает мотивация и что делать, чтобы победить прокрастинацию и достичь результатов, рассказывает Никита Карпов: 

- Тема, на которую мы будем говорить, очень масштабная. Если бы у кого-то был ответ на вопрос, как себя замотивировать, то это, наверное, был бы самый обеспеченный человек в мире. А мы обсудим, почему так случается, что ничего не хочется, и себя невозможно поднять с дивана. И разберем несколько шагов, которые можно сделать, чтобы повысить свои шансы на действие. 

Спикер сразу отметил, что, объясняя причины подростковой лени, он будет делать отсылки к родителям и разбирать на примерах конфликтные ситуации, но не с целью снять ответственность с детей, а чтобы зафиксировать факты. Обращаясь к ребятам, психолог подчеркнул:

- Неважно, как ведут себя родители, важнее, что делаете вы. По большому счету, ваши результаты, мотивация, желание и действие будут зависеть от вас. 

Поделился Никита Карпов и опытом личной работы с подростками и родителями: 

- Каждая вторая встреча начинается со слов: "Он ничего не хочет". И далее: он лежит целыми днями, приходит из школы и сидит в телефоне, побросал все кружки, никуда не стремится и никакого видения будущего у него нет. Так случается по нескольким причинам. Первая и одна из самых главных – в подростковом возрасте с мозгом и телом происходят колоссальные изменения, что требует огромного количества энергии, которая в основном уходит на то, чтобы справиться с тем, что в этот период с человеком творится. На внешний мир и результаты сил почти не остается. Вторая важная причина: когда дети маленькие, родители очень часто организовывают им деятельность: кружки, занятия, секции, помогают учиться в школе и говорят о том, как это важно. И когда ребенок доходит до подросткового возраста, оказывается, что большая часть того, что он мог бы хотеть, за него хотели родители. Поняв это, подросток отказывается от этого и попадает в ситуацию, когда родителям он уже сказал "нет", а чего хочет сам – еще не знает, потому что все предыдущие годы он делал то, что ему предлагалось. Третья причина заключается в том, что люди в принципе мало внимания обращают на свои желания и убеждены в том, что они не важны. 

По словам психолога, для мотивации самое главное – это наше собственное желание: "хочу", которое идет изнутри. Именно вокруг желания строятся цели, планы, мечты и энергия к действию. Рассказал Никита Карпов и о природе такого явления, как лень:

- Многие психологи говорят, что такого понятия и качества, как лень, не существует. На самом деле это состояние складывается из трех составляющих. Первое – это фактическая усталость: иногда ничего не хочется делать не потому, что мы ничего не хотим и какие-то не такие, а потому что нет сил и энергии. В подростковом возрасте часто бывает так: проснулся, а ты уже уставший. Рецепт решения данной проблемы прост: устал – отдохни. Иногда это плохо сочетается с требованиями школы и родителей, тогда приходится действовать вопреки им. Тем не менее, если кажется, что вас одолевает лень, проверьте, а есть ли у вас силы на то, чтобы вставать и действовать.   

Отсутствие понимания цели тоже порождает лень, продолжает психолог:

- "Зачем мне вставать и делать математику?" – спрашивает подросток и, не находя ответа на этот вопрос, не получает и мотивации. Если бы мы знали, что математика – это единственное, что будет кормить нас завтра с утра, каждый занимался бы ей с удовольствием, интересом и полным вложением сил. Поэтому, когда чего-то не хочется делать, нужно подумать: зачем мне это, какая от этого польза и радость? Еще одна составляющая лени – это страх, что ничего не получится или придется приложить много усилий. Таким образом, лень складывается из усталости, непонимания, зачем это нужно, и страха, что не справишься.

Со всеми этими причинами можно что-то делать, чтобы лени стало меньше, подчеркивает Никита Карпов:

- В случае с усталостью это – отдых, восполнение сил и энергии. Причем далеко не всегда с помощью "сидения" в телефоне. Следующий шаг – поиск цели: а что в моей жизни изменится к лучшему, если я это сделаю. Ну и наконец, третье: постараться разобраться со своими собственными страхами. Порассуждать над тем, что именно может не получиться, и что страшного произойдет, если это не получится. К примеру: пугает большой объем работы, а если разбить ее на кусочки, то будет уже не так страшно? Работа с мотивацией и ленью – это работа, прежде всего, со своей головой – тем, что сильнее всего влияет на уровень наших стремлений. 

Самой неприятной частью своего выступления Никита Карпов назвал тему телефонов и гаджетов. Обращаясь к подросткам, психолог подчеркнул: 

- Ничего не имею против: я только за технологии, развитие, интернет. Но, когда берешь в руки телефон, то важно понимать, что эта штука забирает наше внимание. Мы туда его вкладываем вместо инвестиций в наши цели и действия. Надо понимать, что на "обратной стороне" телефона сидят очень умные, мотивированные и высоко оплачиваемые специалисты, которые по многу часов в день делают так, чтобы вы проводили в телефоне большое количество времени и платили вашим вниманием. Сотни и тысячи людей создают развлекательный контент, и у каждого из них задача – сделать его как можно более интересным и заманчивым. Это не значит, что телефон надо выбросить на помойку. Я искренне верю, что это инструмент, которым можно пользоваться. Однако это и одна из вещей, создающих иллюзию занятости и полноты жизни, но при этом отвлекающих внимание и отнимающих энергию от реальных достижений. 

Спикер предложил подросткам и их родителям поразмышлять над тем, что они хотят найти в телефоне прямо сейчас:

- Есть одно простое упражнение, с которым взрослые справляются хуже подростков. Можете попробовать. Когда берете в руки телефон, то прежде чем что-то в нем делать, постарайтесь сначала ответить самому себе: "Я чего сейчас хочу? Зачем я его взял?" Все забывают задать себе эти вопросы и, вместо того чтобы ответить, начинают придумывать какие-то заумные объяснения. После того, как человек в телефоне "потупил", как и все мы делаем, он начинает придумывать, каким образом это помогло ему найти что-то полезное. В этом смысле подростки обычно честнее перед собой, чем взрослые. 

Что можно делать, чтобы хотелось больше, а не хотелось – меньше. Никита Карпов дает такие рекомендации:

- Вопросом: чего я хочу и хочу ли я того, что сейчас со мной происходит, имеет смысл задаваться в любое время дня и ночи. Часто на него будет сложно найти ответ, и в этот момент себе можно сказать: сейчас я на этот вопрос ответа не знаю – я задам его чуть позже. По большому счету это единственный шанс и возможность через голову достучаться до источника нашей энергии и мотивации, наладить связь между тем, что я делаю, и тем, что я внутри ощущаю и чувствую. Например, садясь за компьютер поиграть, можно у себя спросить, чего я хочу: поиграть, отвлечься от важных мыслей или пообщаться с друзьями по команде. С этими ответами не обязательно что-то делать, главное – тренировать навык и направлять фокус внимания на свои стремления и желания. Это очень полезно делать не только подросткам, но и взрослым, которые приходят к психологу и говорят: "У меня все есть: квартира, машина, дети, работа, но при этом непонятно, что хочется". И тогда им предлагается аналогичное задание: задавать себе вопрос "Чего я хочу?" и слушать на него ответ. 

Эксперт посоветовал подрастающему поколению и такое простое упражнение:

-  Вы наверняка с ним сталкивались, но мало кто пытается его сделать. Все упражнение займет минут 20, поэтому, если будет скучно, то вместо игры в телефон можете попробовать. Возьмите листок бумаги и напишите на нем несколько своих желаний любого масштаба: от ванильного мороженого до полета в космос. Получится десять пунктов – неплохо, тридцать – здорово. Взрослым предлагается написать сто своих желаний. Поэтому если напишете сто штук – переплюнете 99% взрослых. Обычно после десяти написанных на бумаге желаний начинается ступор. И это очень интересный и важный момент: наш мозг начинает сам искать контакт с этим источником желаний.

Что делать, если нет сил? Психолог Никита Карпов советует следующие способы:

- Хороший рабочий инструмент – самонаблюдение. Я бы предложил последить: какие действия, ситуации, события, люди вам прибавляют сил и энергии, а какие, наоборот, отнимают. И абсолютно логично делать больше того, что дает силы, и меньше – того, что их забирает. Иногда подростки говорят, что энергию им дают друзья, но на деле оказывается, что дружеская эмоциональная поддержка не наполняет, а обессиливает. С друзьями важно общаться и поддерживать их, но если вам прямо сейчас нужны силы, то это не лучший момент, чтобы их отдавать. Лучше послушать любимую музыку или сходить в душ, потискать домашнее животное. 

Еще один важный момент – хотеть делать что-то самому, отмечает эксперт:

- Мы можем делать одно и то же, но с разной отдачей. Уровень энергии и вовлеченности, степень желания будут совершенно разными в зависимости от того: заставили ли нас или же мы решили так сами. Если есть собственное желание, то это будет легче, радостнее, эффективнее, успешнее. Подростку сложнее от того, что во многом за него решают взрослые и часть вещей делать заставляют. Это не очень комфортная ситуация, потому что любое давление мотивацию убивает. Есть небольшой лайфхак, как сделать так, чтобы обязательные дела не вызывали постоянное напряжение и сопротивление. Первый: нужно с собой договориться, что в этот период жизни будут дела, которые придется делать, и с этим нужно внутри согласиться. Второй лайфхак: очень важно поискать и постараться найти в этом занятии что-то приятное или полезное. Например, если речь об учебе, то это может быть добрый учитель в школе или хорошая подготовка к уроку, которая добавит мне уверенности.  

Чтобы дела шли легче, по словам Никиты Карпова, помогает и такое упражнение:

- Можно поиграть в игру под названием "Всегда пробовать". Согласитесь, нам часто что-нибудь предлагают, а мы отказываемся. Или, скажем, приходит идея, а мы ее сразу отбраковываем, говоря, что это слишком сложно. Моя точка зрения очень простая: всегда надо попробовать. При этом заранее себе сказать, что я сейчас только пробую, а не подписываюсь на долгую работу. Например, новый кружок можно посещать ровно месяц и уже потом сделать выводы. Когда мы говорим: "Это не для меня", в нас говорят наши страхи, тревоги, неуверенность в себе. 

В завершении беседы спикер поделился с подростками еще одним эффективным лайфхаком: 

- 99% идей не реализуется, потому что часто бывает страшно сделать первый шаг. Я предлагаю всегда делать очень маленький первый шаг, неважно какого он масштаба. Пусть этим действием будет лечь в направлении двери, чтобы выйти из дома, или наточить карандаш, прежде чем начать рисовать. Ищите самый маленький первый шаг, доступный к выполнению с имеющимся запасом сил, энергии и мотивации. Лучше микрошажочек, который вы сделали, чем нормальный шаг, который вы не сделали. 

Все, кто желает прослушать выступления спикеров Rocket Forum-2022 полностью, могут ознакомиться с материалами всех образовательных площадок мотивационного форума для подростков в записи на ютуб-канале detkityumen72.  

На Rocket Forum подростки узнали, что делать, если ничего не хочется делать

 

Ещё новости по теме

Вся лента новостей

17 ноября 2024

В тюменском "Роднике" используют компьютерные игры для реабилитации детей