1 тыс. 400 звонков поступило на Единый общероссийский детский телефон доверия за 1 квартал 2024 года. За аналогичный период прошлого года специалисты службы приняли 782 звонка. На первом месте в числе проблем, с которыми дети не могут разобраться самостоятельно, – отношения с родителями.
Об этом в интервью корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" сообщила куратор службы Евгения Писарева.
По ее словам, в последнее время наблюдается тенденция к тому, что многие дети, особенно подростки, находятся в нестабильном эмоциональном состоянии. Ребята звонят, жалуются, что им давно плохо, они находятся в депрессии. Дети не просто оперируют медицинскими терминами, они описывают свое состояние, которое действительно подходит под этот диагноз. Говорят, что просыпаются уже уставшими. А родители списывают все на лень.
"Дети сами просят сводить их к психологу или психиатру, а родители боятся, считают, что тогда ребенка обязательно поставят на учет, но это не так. На учет ставят с серьезным диагнозом, когда человек может навредить самому себе и окружающим. Поэтому обязательно сводите ребенка к психологу, чтобы скорректировать состояние и назначить лечение, если оно необходимо. Ведь чем дольше подросток в нем находится, тем сложнее будет оттуда выбираться", - подчеркнула Евгения Писарева.
На втором месте по количеству обращений за 2023 год – взаимоотношения с ровесниками, третье место делят между собой две группы проблем – учеба и вопросы суицидальной направленности. В каждую из перечисленных категорий звонков входят различные виды типичных конфликтов.
К примеру, возвращаясь к теме детских и подростковых суицидов, эксперт рассказала, что специалистам телефона доверия редко приходится останавливать детей от рокового шага. За 2023 год поступило 93 звонка, из них только одно обращение по текущему суициду. В остальных случаях это были либо суицидальные мысли и намерения, либо другие вопросы по теме.
Пользователями детского телефона доверия в основном являются подростки, но были звонки от детей шести и даже пяти лет.
"Радует, что они знают этот номер. Звонят же малыши в основном из любопытства, спрашивают, правда ли это телефон доверия, какие вопросы можно задавать. Для них это изначально интрига – если я позвоню, возьмут трубку или нет, кто там работает, как будут со мной разговаривать", - пояснила куратор.
Специалисты объясняют ребенку, что это телефон, на который нужно звонить, если с ним случится какая-то беда или нужно будет просто выговориться. Здесь ему помогут, выслушают, дадут рекомендации и вместе с ним порассуждают, как быть.
Евгения Писарева рассказала о важном правиле работы психологов телефона доверия – никогда и никого не обвинять. Ребенку и так тяжело, он испытывает целую гамму эмоций, задача специалиста – проработать их, чтобы после разговора маленькому человеку стало легче, и он не занялся саморазрушением.
Эксперт пояснила, что первая задача психолога телефона доверия – снять стрессовое, аффективное состояние. Главное, чтобы звонивший успокоился, ведь только после этого с ним можно будет разговаривать. Бывает, что подросток даже не может говорить, потому что плачет.
Тогда психолог разговаривает сам: "Я слышу, что вы плачете. С вами, наверное, что-то произошло. Давайте подышим. На раз, два, три вдыхаем, на раз, два, три выдыхаем, еще раз. Вы дома? У вас есть возможность налить себе стакан воды и выпить? Успокойся, я готова подождать".
Специалист ждет, сколько потребуется, периодически что-то говорит, чтобы ребенок понимал, что взрослый на связи. В кризисных обращениях временной лимит не ограничен, и разговор будет продолжаться столько, сколько потребуется, отметила эксперт.
Что касается проблемы буллинга, часто дети звонят на телефон доверия, потому что не получили поддержки от родителей. К примеру, мальчик подходит к папе и говорит, что его бьют, на что папа советует дать сдачи. А мама рекомендует не обращать на обидчиков внимания и потерпеть.
"Так вот, с буллингом это не работает. Если ребенок мог, он бы защитился. Но сам справиться он не сможет, ведь цель буллинга в том, чтобы унизить честь и достоинство человека. И если не реагировать, это будет продолжаться. Ребятам, которые обратились с этой проблемой, мы рекомендуем дать номер телефона доверия родителям, чтобы они связались с нашими специалистами", - рассказала Евгения Писарева.
И даже помощь психологов не всегда спасает ситуацию, зачастую дело доходит до перевода подростка в другой класс и даже в другую школу.
Подводя итог, эксперт посоветовала прислушиваться к своему взрослеющему ребенку, разговаривать, поддерживать, выслушивать, чтобы помочь ему войти во взрослую жизнь самодостаточным и уверенным в себе человеком.
Напомним, детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает ежедневно и круглосуточно. Квалифицированные психологи оказывают помощь бесплатно и анонимно. Также действует сайт детского телефона доверия
Инна Кондрашкина
Фото: региональный центр "Семья" ВКонтакте